Первое из назначений грунта — создать адгезивную подложку для краски. Такие грунты, образующие пленку толщиной в 15—20 микрон, наши англоязычные друзья называют «праймерами».
Второе назначение — антикоррозионная защита металла. Любой грунт - это уже антикоррозионная защита. Однако есть более интересные грунты. Их называют, простите, «вошпраймерами». В русском варианте их могут называть также «травящими» или «кислыми». Они содержат ортофосфорную кислоту и образуют на поверхности металла прочную, не растворимую водой фосфатную пленку, повышающую коррозионную стойкость металлических поверхностей (например, грунт Body 960 Wash Primer). Толщина плёнки такого грунта примерно 8-10 микрон. Травящий грунт, нанесенный одинарным тонким слоем, обязательно используют при подготовительных работах высшего качества.
Третье назначение — заполнить поры и мелкие царапины, оставшиеся на кузовной панели после шлифовки. Такие грунты называются «филлерами», или наполнителями. Их толщина может достигать 50—100 микрон и более. Эти грунты — почти жидкие шпатлёвки. Иногда встречаются комбинации между травящими и наполняющими грунтами, то есть как бы два в одном: и антикоррозийная защита, и заполнение пор и царапин. Дают толстую плёнку и экономят время на промежуточных операциях.
Продвинутые маляры и менеджеры в фирменных магазинах называют их, извиняюсь, «вошфиллерами».
Последнее из интересных нам назначений грунта — разделительное. Такие грунты применяют тогда, когда есть сомнения в свойствах старого покрытия, которое вы собираетесь перекрасить. Иными словами, если вы подозреваете, что старое покрытие может вспучиться под новой краской, то нанесите сначала разделительный грунт (в гаражах его зовут «залепухой»), а затем уже краску. Разделительный грунт иногда называют изолирующим, могут также называть герметиком. Он может быть изготовлен на спиртовой основе.
Следует заметить, что грунт может быть универсальным и использоваться и как адгезивный, и как наполняющий, и как жидкая шпатлёвка (например, грунт Body 992 Anti Corrosive Primer). Всё зависит от того, в какой пропорции он будет разбавлен растворителем и от того, сколько слоёв вы нанесёте.
В завершении коротко обсудим грунты для пластмассовых деталей.
Грунты для пластмасс — это адгезионные грунты, или «праймеры». Их задача - хорошо схватиться с поверхностью пластика и стать адгезивной подложкой для будущих покрытий.
Самыми проблемными (в плане обеспечения адгезии) пластиками считаются полипропилен и полиэтилен и их модификации (на деталях из этих материалов стоят обозначения соответственно РР, РЕ, EPDM). Очень часто на банках с адгезивным фунтом для пластмасс имеется длинный перечень материалов, на которые его можно наносить. Однако в его конце чаще всего можно увидеть небольшую приписку: «кроме всех видов РР и РЕ».
Новые детали, поступающие в запчасти, могут быть уже загрунтованными. Повторного грунтования они не требуют.
Если грунта на детали нет, то по технологии перед его нанесением деталь требуется прогреть при температуре 60°С в течение 30-40 мин. За это время силикон (его используют для смазки пресс-форм во время штамповки бампера или других деталей), находящийся в порах пластмассовой детали, поднимется на поверхность, где его соберут салфеткой, смоченной обезжиривателем. Делать это надо оперативно, чтобы деталь не успела остыть.
Альтернативный вариант — просто вымыть пластмассовую деталь тёплой мыльной водой.
В гараже проделать трюк с печью или мытьём в мыльной воде довольно затруднительно, поэтому советую работать с уже загрунтованными пластмассовыми деталями.
Адгезивные грунты для пластмасс, в том числе и для РР и РЕ, выпускает фирма Body, например, грунт Body 340 PlastoFix.