Окрашенная распылителем поверхность при ближайшем рассмотрении не выглядит абсолютно гладкой. Она имеет своеобразную фактуру, похожую по виду на кожу апельсина. Это и есть шагрень.
Шагрень свойственна абсолютно любой окрашенной распылителем поверхности. Не имеет значения его тип и способ распыления краски.
Откуда она берётся?
Дело в том, что краска попадает на окрашиваемую поверхность в виде капель, которые не успевают полностью растечься и образовать абсолютно однородную, без фактуры, поверхность. Поэтому можно дать определение шагрени как совокупности микроскопических бугорков и впадин.
Шагрень оценивается субъективно и бывает небольшой, средней и большой.
Шагрень бывает разной по величине на разных поверхностях. На горизонтальных поверхностях она по понятной причине меньше, чем на вертикальных.
В идеале ремонтная окраска должна иметь примерно такую же шагрень, как и оригинальная, и отклонения в ту или другую сторону не приветствуются.
Наиболее ортодоксальные маляры считают, что должен совпадать не только размер шагрени, но и её фактура.
Попытаться уменьшить чрезмерную шагрень можно следующим образом:
а) отшлифовать окрашенную поверхность эксцентриковой машиной всухую абралоном 1000-2000 или ручным способом в мокрую, водостойкой шкуркой с зерном от 2000 тёркой с основанием из микропористой резины. В этом случае шлифовка на мягком основании частично, но не полностью, сгладит бугорки и сделает шагрень чуть менее заметной.
б) отполировать поверхность. Полировка, особенно абразивной пастой №1 и шерстяным полировальником, также несколько уменьшит шагрень и вернёт поверхности глянец, утраченный при шлифовке (гл. 12).
И ещё несколько замечаний по поводу шагрени.
а) на окрашенной сегодня поверхности шагрень выглядит более внушительно, чем будет выглядеть завтра, после окончательной сушки;
б) HVLP-распылитель даёт более заметную шагрень;
в) иногда, чтобы сделать шагрень поменьше, последний слой наносят переразбавленной на 100% эмалью или лаком;
г) растворитель в краске (лаке) должен соответствовать времени года.
Иногда кузов автомобиля отполирован и не имеет шагрени. В этом случае ремонтная окраска отдельной детали должна соответствовать всему остальному покрытию.
Иными словами, шагрень должна быть удалена полностью. При ручном способе шлифовку ведём вмокрую водостойкой шкуркой на твёрдом основании со шлифовальным выявителем. Шкурку берём сначала с зерном 1200, затем 1500. Можно шлифовать и без выявителя, но процесс будет менее наглядным и более рискованным — можно протереть краску или лак до базового слоя или фунта.
Мокрая поверхность маскирует неотшлифованную шагрень. Для большей наглядности придётся периодически сушить шлифуемую поверхность сжатым воздухом из продувочного пистолета или естественным путём и контролировать ход шлифовки. Неотшлифованная шагрень будет выглядеть мелкими глянцевыми пятнышками на общем матовом фоне.
В этом смысле сухая шлифовка более предпочтительна, так как значительно наглядней мокрой.
После окончания мокрой шлифовки проходим всю поверхность скотч-брайтом вручную до получения однородной матовой поверхности.
Если результаты шлифовки не удовлетворили вас или вы хотите добиться самого высокого качества поверхности, то, возможно, деталь придётся окрасить ещё раз 1-2 тонкими глянцевыми слоями переразбавленной эмали (лака).