Окрашенная в гаражных условиях деталь, как правило, имеет поверхность с повышенной запылённостью и сорностью.
Гараж - не малярная камера с фильтрованным воздухом, избыточным давлением и почти герметичными дверями.
В гаражном воздухе полно пыли и всякого сора, а в тёплое время года к ним добавляются насекомые, которые так и норовят усесться на свежую краску.
Пыль, сор и прилипшие к краске насекомые могут омрачить светлую радость гаражника, честно сделавшего свою работу.
Количество сора и пыли зависит от общего количества слоёв краски, наносимой на поверхность. Каждый проход приносит новую пыль и сор на окрашиваемую деталь. В этом смысле металликам «достаётся» больше всего, так как общее количество слоёв базовой эмали и лака может достигать 6—9 против 2—3 слоёв у обычной.
Для уменьшения количества сора и пыли, попадающих на окрашиваемую поверхность, следует придерживаться следующих рекомендаций:
а) по возможности готовить гараж к малярным работам, то есть тщательно пропылесосить его и сделать влажную уборку;
б) за 15—20 мин. до окраски продуть сжатым воздухом готовый к окраске участок или деталь кузова. Не лишним будет также продуть на улице сжатым воздухом из продувочного пистолета одежду (или, как говорят маляры, «обдуться»), в которой вы будете заниматься окраской;
в) если вы красите съёмную деталь в гараже на малярном стенде, то над деталью можно организовать козырёк из чистого упаковочного картона. Он несколько уменьшит поток пыли, который идёт в основном сверху вниз. Если деталь закреплена на стене, то стена не должна быть «рыхлой» и осыпающейся. Поток воздуха от распылителя может поднять в воздух тучу песка и пыли с такой стены и опустить их на окрашиваемую деталь.
Поэтому стена должна быть заранее хорошенько опрыснута 30% раствором клея ПВА («Бустилат» тоже годится) в несколько проходов или хотя бы укрыта чистым упаковочным картоном;
г) в холодное время года есть желание красить одетыми в х/б перчатки руками, так как пальцы примерзают к ледяному распылителю. В этом случае будьте готовы к дополнительному увеличению сорности окрашиваемой поверхности, и вот по какой причине.
Перчатки легко теряют тонкие, почти невесомые волокна, которые отправляются в самостоятельный полёт при малейшем движении рукой.
Если в свете яркой лампы несильно хлопнуть в ладоши (в х/б перчатках), то вы увидите, как в воздух поднимется буквально облако хлопчатобумажной и иной пыли. Вся она потенциально окажется на свежей краске — или самостоятельно, или при помощи воздушной струи из распылителя.
Волокна пристают к липкой поверхности, и за несколько проходов распылителем накапливают вокруг себя некоторое количество лака или краски. Образуются хорошо заметные бугорки.
Наиболее уязвимыми будут горизонтальные поверхности, так как они «честно» соберут всю пыль и сор, падающие на них сверху. В этом случае посторонние частицы располагаются наиболее плотно — одна соринка на каждые 2—3 см окрашенной поверхности.
Вертикальные поверхности несколько более выигрышны в этом смысле, так как до них добирается не вся пыль, а только та, которую захватил распылитель.
Теперь поговорим о том, как уменьшить количество пыли и сора на краске.
Скажу сразу, что борьба с пылью, сором и насекомыми, налипшими на свежую краску, будет достаточно трудоёмкой. Ничего не поделаешь — это расплата за отсутствие малярной камеры.
Итак, рекомендации по устранению пыли и сора будут выглядеть следующим образом.
Волокна и несчастных насекомых можно снимать непосредственно во время окраски. Делается это пинцетом с остро заточенными губками и только тогда, когда вы уверены в успехе. Если вы сомневаетесь в своей ловкости, тогда оставьте всё как есть. Когда краска высохнет, вы удалите и то, и другое шлифованием.
Повествование о пыли и соре будет неполным, если не упомянуть о малярной камере. Окраска в арендованной малярной камере позволит радикально уменьшить количество пыли и сора на окрашенной поверхности. Это имеет смысл тогда, когда вы хотите окрасить (или «облить», как говорят маляры) автомобиль целиком.
Фирменная малярная камера составит разительный контраст даже образцовому гаражу.
Это светлое чистое помещение, в котором фильтрованный воздух выходит из потолка и уходит в пол, моментально унося вниз, под автомобиль, весь перепыл, пары растворителя и посторонние частицы.
Воздух в камере может быть подогрет до нужной температуры электрическим нагревателем или печью на дизельном топливе.
Маляр работает в такой камере, будучи одетым в специальный, не дающий пыли и волокон комбинезон.
Внутри камеры поддерживается небольшое избыточное давление, исключающее подсос пыльного воздуха снаружи.
В большом городе всегда есть возможность арендовать на некоторое время малярную камеру. Они есть как в составе больших сервисов, так и в самостоятельном варианте. Оплата может быть, как почасовой, так и разовой, за весь цикл окраски.
Перед тем как арендовать камеру, сходите на разведку, узнайте не только расценки, но и откуда там берётся сжатый воздух, какие соединители на воздушных магистралях, есть ли подогрев, то есть все технические аспекты предстоящей операции. Подумайте о том, в какой одежде будете красить - в специальном комбинезоне или в обычной.
Помните о том, что время аренды складывается не только из собственно времени окраски, но и из времени подготовки к ней и времени сушки.
И последнее. Окраска в фирменной малярной камере не гарантирует полного отсутствия ненавистной пыли. Ее может быть совсем мало, но она обязательно будет.